Ольга Славнина

Затих всеми любимый Нью-Йорк, едва ли не каждый уголок которого был переполнен творчеством. Его концертные залы, музеи, театры и галереи теперь живут в состоянии ожидания… Однако, этого не скажешь о деятелях культуры, ибо творческий процесс для них и есть сама жизнь! 

Например, Нью-Йоркскому художнику Виталию Комару по-прежнему не изменяет чувство юмора: чего стоит один только его коллаж под названием «Береги себя, Адам!». 

Виталий Комар и его многолетний соратник Александр Меламид, небезизвестные основатели направления «соц-арт», не раз становились объектом внимания режиссера-документалиста Нины Зарецкой в таких ее проектах, как «Портреты художников», «От Гулага до гласности: искусство противостояния», и др. Автор программы «TV Галерея», выходившей на Первом канале российского телевидения в 90-е годы, Зарецкая в то время с увлечением делилась со зрителями историей московского «андерграунда», знакомила с создателями так называемых «квартирных» выставок, а также с печально знаменитой историей «бульдозерной» выставки. Многие художники, участники упомянутых проектов, позднее обосновались на Западе: кто-то уехал в Европу, кто-то, как и Нина, живет в Нью-Йорке… 

Герои новой яркой и талантливой работы Нины Зарецкой «В БРАКЕ C МАТЕМАТИКОЙ» – тоже жители Нью-Йорка.  

Поверить алгеброй гармонию, или vice versa?

С первых же кадров поток музыки подхватывает и, кажется, несёт тебя в загадочное космическое пространство. На экране возникают прекрасные узоры и этим узорам, причудливым формам и изысканным краскам нет конца. За кадром звучит голос… но что это – научная статья? Иллюстрация к происходящему на экране? Что объединяет увиденное?

Теперь самое время представить создателя фильма – художник-документалист Нина Зарецкая, режиссер, автор сценария и продюсер фильма «В БРАКЕ C МАТЕМАТИКОЙ». Автор более 100 телевизионных программ, документальных фильмов и видео на темы современного искусства и культуры. В 2017-м году была награждена медалью Пушкинского общества Америки за документальный фильм «Зашумит ли клеверное поле…» о Евгении Евтушенко и «за огромный вклад в популяризацию русской культуры через документалистику».

Художница Яна Семенович, чьи работы не перестают удивлять и радовать на протяжении всего фильма, по профессии – математик. В детстве брала уроки рисования и любовь к живописи всегда соседствовала с наукой. К ее собственному удивлению, в какой-то момент Яна поняла, что она родилась… художником!

Ее работы, которые мы видим на экране, удивительным образом сочетаются со звучащим текстом! Часто это геометрические формы, осколки крошечных зеркал, нанизанных на уходящую в бесконечность нить…

Яна Семенович «Higher and Higher»

 

Вспоминается, что когда-то в середине 50-х возникла теория зеркального мира. Эта теория не получила развития в научном мире в своё время. Но вот творческие умы она продолжала будоражить и вдохновлять на создание художественных произведений.

…И вот уже построен космический корабль, способный преодолевать пространства Солнечной системы, наблюдать зеркальные миры за ее пределами и сообщать результаты своих наблюдений на Землю…

Звучащий с экрана текст научно-фантастического романа Огонь Тёмной Триады (в английском оригинале: Fire of The Dark Triad), так органично вписавшийся в музыкальную канву фильма и воспринимаемый как некое разъяснение сложных узоров, принадлежит писательнице Асе Семенович. Так же, как и ее сестра Яна, она выросла в Советском союзе, и, как многие ее собратья по перу, переживала давление цензуры. Абстрактный язык математики стал для неё едва ли не единственной возможностью выразить себя в условиях авторитарного общества. В подтексте романа узнаваемы многие реалии современного мира: тоталитарный режим, колонизация (в романе это малые и зеркальные планеты), вышедшая из-под контроля медицина и фармацевтика, разбушевавшийся вирус, унёсший более трети населения планеты…

Вот уж поистине фантастическое предвидение! Ведь подготовка к созданию фильма и интервью с писательницей сняты Ниной Зарецкой задолго до нынешней пандемии.

Все, о чем я написала выше, не было бы так захватывающе интересно, если бы не музыка Алексея Шора. С первой до последней минуты она является не только фоном, но и одной из главных участниц фильма. В этом, кстати, большая заслуга режиссера. Ведь именно Нина Зарецкая выбирала подходящие фрагменты музыкальных произведений. Меня, музыканта, особенно поразила интуитивная точность попадания в цель: внимание и интерес зрителя завоёван с первого же кадра ярким, динамичным музыкальным вступлением.

Родители рано обнаружили одаренность Алеши и его будущее, связанное с наукой математикой,  было предопределено. Мальчик сам с увлечением принимал участие в конкурсах, олимпиадах, с легкостью одерживал победы… Карьера ученого и математика была успешной, но, получив, как и многие дети в России, музыкальное образование, музыку он никогда не забрасывал, более того, находил в своём очень плотном расписании пару часов для сочинительства. Для Алексея это сочетание было естественным, поскольку он считает, что математика и музыка соседствовали друг с другом с древнейших времён, с Пифагора. И ещё доказательство тому – творчество Баха: математический склад его ума, симметрия в его произведениях…

В 2012 году (Алексею было тогда 42 года) неожиданно для себя он почувствовал, что математика отходит на второй план, а музыка становится главным занятием его жизни! За какие-то 6-8 лет он стал известен всему миру! Музыка Алексея Шора звучит в самых престижных залах и исполняется видными музыкантами. В Москве, в Кремлевском Дворце, прошла постановка балета «Хрустальный дворец» на музыку Шора. Пожалуй, именно это событие и повлияло на решение связать дальнейшую жизнь с музыкой.

Так что же?! Зритель поневоле задаёт себе вопрос, какая из составляющих фильма главная: музыка, живопись или литература? Ответ: Нина Зарецкая мастерски объединила в неразрывное целое все три стихии. Но для неё, так же, как и для трёх героев фильма, математиков, родившихся в СССР, добившихся успеха в науке и получивших признание на другом поприще, и уже на своей второй Родине, США, ответом на вопрос о главной составляющей фильма является МАТЕМАТИКА!

Подробнее о фильме и его создателе – на сайте www.tvgallery.org

Ольга Славнина –  музыкант ( выпускница фортепианного факультета московского Институа имени Гнесиных).

О.С.  –  основатель литературно-музыкального клуба «Вечера на Гудзоне», концерты которого  проходили на Манхэттене:  в Опера центре, в “Цинк”  баре, в Центре классической музыки им. Ди Мнны (в Центре искусств Барышникова). Ольга Славнина является режиссером – постановщиком спектакля по мотивам сказки Леонида Филатова “Про Федота – стрельца – удалого молодца”. Несколько представлений спектакля прошли в “Пушкинском зале” Художественного театра – студии Алексея Бураго.

Эссе и очерки автора появлялись на страницах журналов “Чайка”, “Элегант Нью Йорк”, на  электронном  сайте “Hudson Soirees”(www.hudsonsoirees.org).